На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РИАМО в Балашихе

14 подписчиков

Армянская школа в Балашихе: учить родной язык и чтить свои корни

В Балашихе работает армянская воскресная школа имени Месропа Маштоца, названная в честь создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы. Кто и зачем каждое воскресение посещает в ней уроки, выяснила корреспондент «РИАМО в Балашихе».

История Армении

Армянская воскресная школа имени Месропа Маштоца работает уже полтора года, недавно она переехала в один из детских центров досуга в Балашихе. Школой в привычном смысле слова назвать ее трудно: стены украшают яркие картины и рисунки, на полу – цветастый ковер, на столах – цветы и конфеты.

Впрочем, уроки здесь проходят традиционно – учитель объясняет материал, дети внимательно слушают, а потом отвечают на вопросы.

Сейчас идет на урок истории.

«В древности Армения называлась Урарту, она занимала площадь в 400 тысяч квадратных километров между Черным, Каспийским и Средиземным морем. А кто помнит, откуда началась история нашего народа?» – спрашивает директор школы и по совместительству учитель истории Жанна Арутюнян.

«С берегов озера Ван!» – хором отвечают ученики.

Ребятам в классе от 10 до 14 лет. Всего же в «Месроп Маштоц» три класса – младший, средний и старший, их посещают около 40 ребят. Каждое воскресенье они приезжают со всех концов Балашихи, чтобы изучать историю и культуру своего народа. Дети как дети: кто-то грызет гранит науки с большим воодушевлением, а кто-то – исключительно по суровому наставлению родителей.

Армянские скауты

Месяц назад армянская школа объединилась со скаутами. Конечно, сразу вспоминается образ из американских фильмов – мальчишки в беретах и куртках цвета хаки, увешанных значками, пытаются разжечь костер без спичек. У этой «картинки» действительно есть сходство с армянскими скаутами, ведь цель у ребят одна – быть смелыми, честными, спортивными и патриотичными.

Одиннадцатилетний Гога записался в скауты уже давно. Говорит, что руководитель клуба Геворк Гаспарян очень интересно рассказывает о том, что должен знать каждый мужчина. Как выйти из леса, если заблудился? Как обеззаразить воду без кипячения? Как обработать рану? А еще скауты учат старинные армянские песни и во время выездов в лес поют их под гитару у костра. Романтика!

«Всегда хотел научиться читать и писать на родном языке, а также знать историю и традиции Армении, а движение скаутов – это ее неотъемлемая часть», – считает Рома, который тоже с удовольствием записался в скауты.

«Уважают и даже завидуют!»

Достаточно понаблюдать за ребятами на уроке, и становится очевидно: они действительно очень увлечены Арменией и готовы разговаривать о ней часами.

При этом ребята ходят и в обычные русские школы, где дружат с детьми разных национальностей. Интересно, как те реагируют, узнав, что их одноклассники в выходной день вместо прогулок с друзьями и походов в кино изучают свои армянские корни?

«Уважают за это, даже завидуют!» – кричат наперебой дети.

«У меня есть два друга-дагестанца. Они изучают историю своего народа так же, как и я. А одноклассники всегда поражаются, как я все успеваю – у меня же еще несколько тренировок бокса в неделю и английский», – говорит Гога.

Одноклассники Наре и Давита тоже восхищаются: им бы не хватило терпения учиться еще и по воскресеньям!

Танцы, танцы, танцы

В «Месроп Маштоц» также проходит урок «Культура Армении», который плавно перетекает в танцевальный класс. Дети изучают тот или иной национальный танец сначала в теории, а затем и на практике.

«Армянский танец – это не просто набор движений, это определенная философия. Видели бы вы наш берд, ярхушту, кочари или севани! Мы с ребятами долго репетируем, чтобы выступать на национальных праздниках, которые отмечаются в нашей школе», – рассказывает педагог-хореограф Самвел Сукиасян.

Для самых маленьких

В армянской школе есть занятия и для дошкольников. Они рисуют, лепят, делают всевозможные поделки – и все это в контексте истории и культуры Армении. Например, сейчас малыши, разложив краски, карандаши и альбомы, внимательно слушают Жанну Арутюнян.

«Дети, сегодня мы будем рисовать главную гору Армении – Арарат. Вы знаете, чем она знаменита?» – спрашивает она.

Малыши на секунду замолкают и пытаются вспомнить, что учитель рассказывал им на прошлом уроке. Одна из маленьких учениц поднимает руку: «Я знаю, знаю! Дедушка Ной, который на корабле спас всех животных, причалил к горе Арарат!»

«А кто подал Ною знак о том, что суша уже близко?» – продолжает Жанна.

Ответа на этот вопрос малыши не знают, и учитель объясняет: «Птица, которую Ной выпустил на свободу, принесла в клюве виноградную лозу. Вот почему виноград считается одним из символов Армении – его мы будем рисовать на следующем уроке!»

Кроме того, малышей в «Месроп Маштоц» готовят к первому классу.

«В группе подготовки к школе занимаются 13 человек. Мы учим цифры, азы счета, расширяем словарный запас. Особенность в том, что занятия проходят на двух языках – русском и армянском. Например, сначала я называю цифру на русском, а потом на армянском. Это актуально для малышей, потому что большинство из них родились в России и не знают родного языка. А так мы выполняем две функции – и к школе готовимся, и учим армянский», – говорит педагог по дошкольному образованию Анаит Киракосян.

На вопрос, не сложно ли детям, Анаит отрицательно качает головой.

«Малыши как губки – легко впитывают любую информацию. Значительно сложнее старшеклассникам – нагрузка в школе колоссальная, а еще и армянский язык нужно учить. Но Кнарик Серобян, заведующая «Месроп Маштоц» и учитель старших классов, умеет найти подход к подросткам, сделать так, чтобы дополнительные занятия были им не в тягость, а в радость. Неслучайно коллеги про нее так и говорят: педагог от Бога», – делится Анаит.

Семейные ценности

Гаянэ много лет назад вышла замуж за русского. Она всегда с улыбкой наблюдает за реакцией людей, когда называет им свою фамилию – Морозова.

«Мой муж – русский, но он всегда поддерживал мою любовь к армянской культуре. И настаивал на том, чтобы дома я разговаривала с детьми на родном языке, учила их традициям своего народа. В «Месроп Маштоц» я вожу 11-летнего сына и 5-летнюю дочку. Они родились в России, в Армении был только Рома, и то совсем в маленьком возрасте. Но благодаря «Месроп Маштоц» он знает родной язык. А дочка ходит сюда на подготовку к школе, уже выучила цвета и цифры на армянском. Для меня очень важно, чтобы мои дети помнили свои корни», – говорит Гаянэ.

Ани Нергарян и ее муж – коренные армяне, волею судеб оказавшиеся в России.

«Моим дочкам 11 и 5 лет. Они знают язык, так как дома мы разговариваем, слушаем музыку, смотрим фильмы на армянском. Но этого мало – дети должны знать культуру и историю своего народа. Иначе вправе ли они будут называть себя армянами?» – заключает Ани.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх